«Друзья, соавторы, ученики. Дирижеры, с которыми работал Г.В. Свиридов».

«Друзья, соавторы, ученики. Дирижеры, с которыми работал Г.В. Свиридов».

«Друзья, соавторы, ученики. Дирижеры, с которыми работал Г.В. Свиридов».

ФОТОВЫСТАВКА

Выставка включает в себя как достаточно известные, так и уникальные фотоматериалы. Часть из них легко можно найти в интернете, например, фотографии Свиридова с В. Мининым и В. Чернушенко. Фотографии, связанные с работой Свиридова с Юрловым взяты из буклета, посвященного 90-летию со дня рождения А.А. Юрлова и выпущенного капеллой России им. Юрлова в 2017 году. Уникальные фотографии с Е. Светлановым и С. Гусевым были также предоставлены капеллой им. Юрлова, а фото с В. Федосеевым являются собственным достоянием ДШИ им. Свиридова.

Между сочинением любого композитора и слушателями всегда находится исполнитель, от мастерства, интеллекта, таланта которого целиком зависит то, каким сочинение будет явлено миру. Свиридов нередко сам выступал интерпретатором своей фортепианной и камерно-вокальной музыки, но в случае с симфоническими и хоровыми произведениями ему неизбежно приходилось искать исполнителей, которые не только смогли бы воплотить их в жизнь, но и стали бы единомышленниками в его исканиях новых путей музыкального искусства. Совместную работу композитора и дирижеров в полном смысле можно было назвать сотворчеством. В процессе репетиций шел непрерывный поиск идеального, доступного лишь внутреннему слуху Свиридова звучания, а иногда что-то в ходе работы заставляло и его самого задумываться о точности нотной записи, порой забирать ноты для последующей переделки. О магии Свиридовских репетиций и в то же время об их невероятной сложности говорили многие музыканты. О том, как он бывал бескомпромиссно жесток, порой даже груб, если что-то выходило не так, как было нужно ему, и как не было предела его удовольствию и благодарности, если удавалось отыскать нужную ауру звучности. Ведь кажущаяся внешняя простота музыки Свиридова требует именно наполнения музыкальных знаков глубиной собственных знаний, чуткостью, ощущением литературной основы. А для дирижера чрезвычайно важно не только самому слышать это стремящееся к идеалу целое, но и уметь заразить, повести за собой своих артистов – певцов и оркестрантов.

Таким был Александр Юрлов. Человек невероятной энергии, постоянных новых устремлений, постоянного поиска. Возможно, именно благодаря ему и существованию возрожденной им капеллы в творчестве Свиридова расцвел открытый им жанр хора без сопровождения. Услышав в интерпретации «юрловцев» свои «Пять хоров», почувствовав, что они смотрят с Юрловым «в одну сторону» все свои последующие хоровые сочинения, вплоть до смерти дирижера Свиридов доверял только ему. В содружестве Свиридова и Юрлова увидели свет «Курские песни», «Деревянная Русь», «Снег идет», «Весенняя кантата», «Три миниатюры», «Два хора на слова С. Есенина», музыка к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». В 1966 году «Концерт памяти А. Юрлова» капелла под управлением Ю. Ухова исполняла уже без своего великого наставника.

«Маленький триптих», «Поэму памяти С. Есенина», «Деревянную Русь», «Песню о Ленине» в годы обретения Свиридовым собственного самобытного пути в музыке впервые исполнил с оркестром молодой Евгений Светланов. Многое было сделано совместно с капеллой Юрлова, именно поэтому в ее архивах сохранились представленные редкие снимки совместной работы композитора и дирижера.

После смерти Юрлова и до середины 90-х годов исполнителем почти всех хоровых сочинений Свиридова становится Владимир Минин и его Московский государственный камерный хор.  Под его управлением впервые звучит «Пушкинский венок», «Лапотный мужик», «Ладога», «Песни безвременья». На блоковских «Ночных облаках» стоит посвящение дирижеру. И сам Московский камерный хор, по свидетельству Минина, хор студентов Гнесинского института, получает статус самостоятельного коллектива именно благодаря Свиридову, тогда председателю Союза композиторов СССР. В мощном большом хоре Юрлова композитора влекли и акустические эксперименты дирижера, и вселенские масштабы его замыслов, когда «Патетическую ораторию» исполняли стадионы сводных хоров, и чуткость перфекциониста в работе с хоровыми голосами. В хоре Минина, молодом коллективе, обладающем юношеской непосредственностью и свежестью, ему также близко было отсутсвие академичности, предвзятости, естественность поведения на сцене, проникновенность интонации. Хотя репетиционный процесс, как вспоминал Минин, всегда был заключением компромисса в сторону композитора или дирижера.

Поклонником и пропагандистом музыки Свиридова стал дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, а в последствии Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев. Именно в его записи чаще всего звучит знаменитая «Метель», сюита из музыки к кинофильму «Время вперед!».

Свое последнее сочинение, «Песнопения и молитвы», в котором Свиридов обращается не к светской, но к литургической поэзии, в котором воплощает всю свою душевную боль и поиски спасения для России, словно музыкой своей молится о ее спасении, это сочинение он доверяет подготовить к премьере руководителю Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Владиславу Чернушенко, тонкому, честному, глубоко проникающему в суть дирижеру. В процессе их совместной работы постоянно шел поиск нужного количества и последовательности номеров, музыки было много, она все время выходила за пределы единого концертного цикла. И исполнители нередко до сих пор варьируют его наполнение. Свиридов как-то сказал Чернушенко: «Когда я писал эту музыку, я чувствовал, что как бы перешагнул пространство и время и оказался там, около Христа».

Последнее фото – отличается от остальных своим цветом. На нем – музыканты капеллы им. Юрлова и их новый руководитель, Станислав Дмитриевич Гусев. 1996-й год. И Свиридов здесь с ними – после концерта капеллы, на котором звучала его музыка. Музыка Свиридова стала вехой в истории этого коллектива. Он возрождался, креп, обретал истинное мастерство в исполнении его музыки, а Свиридов хотел писать все больше и больше, зная, что есть такие музыканты и такой дирижер, способный пойти за его даже самыми неожиданными и смелыми замыслами.

Также «вырос» на Свиридове и хор Минина… Так и существуют в постоянных непростых, но всегда творческих взаимоотношениях великая музыка и великие музыканты и только их содружество способно открывать новые страницы в мировой истории искусства.

В представленную галерею вошли, конечно, не все дирижеры-исполнители музыки Свиридова. Ее, безусловно, можно было бы дополнить изображениями таких выдающихся мастеров хорового и оркестрового искусства как, А. Свешников, Н. Рахлин, К. Кондрашин.