МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАЗРАБОТАННЫЕ ШКОЛОЙ

Home / МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАЗРАБОТАННЫЕ ШКОЛОЙ

Сведения об инновационных и экспериментальных программах и учебно-методических разработках преподавателей учебного заведения, используемых в образовательном процессе:

1. Авторская программа «Музыкальная композиция и информатика. Традиции и современность», преп. Шевченко Т.В.

Целью авторской программы «Музыкальная композиция и информатика»является создание подробной систематизированной методики, органично сочетающей в себе обще-эстетические, теоретические, собственно композиторские и информационные достижения как классической, так и современной музыкальной культуры.

Важность и актуальность разработки методики обусловлена тем фактом, что, не смотря на несомненную необходимость развития детских композиторских навыков, на сегодняшний день в рамках начального музыкального образования отсутствуют развернутые, подробные систематизированные методические пособия, способные обеспечить стабильную поддержку педагогам в их занятиях с учениками.

Новаторской особенностью данного методического курса является инновационный «триумвират дисциплин»: рядом с такими традиционными «спутниками», как композиция и импровизация, в основу обучения включен еще и такой актуальный на сегодняшний день компонент, как музыкальная информатика.

Новизна программы носит как педагогический, так и отчасти музыковедческий характер, что связано с подробным и планомерным раскрытием процесса обучения музыкальной композиции, импровизации и информатике, а также – с формированием оригинального авторского плана обучения, сопровождающегося ссылками на ряд не освещавшихся ранее закономерностей как композиторского, так и педагогического порядка.

Особенности авторской программы.                                                                В рамках данной методической работы автором выдвигается новый метод преподавания музыкальной композиции, базирующийся на одновременном прогнозировании всего комплекса выразительных средств музыкального произведения учащегося – метод «целостного прогнозирования музыкальных композиций учащихся», в отличие от классической дифференцированной системы работы над составляющими музыкальной ткани в последовательности: мелодия – гармония – ритм – фактура – динамика – штрихи.

Введение данного метода призвано способствовать охвату внимания педагогом и учащимся сразу всехсфер музыкальной ткани и нахождению органичных вариантов взаимосвязи возможных образно-программных концепций сочинений и их «технической реализации».

Следующим новаторским аспектом данной методики является многоплановая структура календарно-тематического плана. Три уровня подачи материала каждой темы призваны найти гибкий индивидуализированный подход к личности и уровню подготовки каждого конкретного ученика.                                                                                           Реализуется это следующим образом: в представленном ниже базовом тематическом плане содержатся основные темы, изучение которых составляет необходимый арсенал композиторского мастерства. Однако, в зависимости от уровня ученика и от того, как долго он занимается сочинением, каждая тема может быть представлена в 3 –х видах или, иначе говоря, на трех уровнях. Их можно охарактеризовать следующим образом:                        

1 уровень – начальный, «Азбука начинающего композитора» (подготовительный – 2 классы);                                                                                                                                                             2 уровень – основной, «Основы музыкальной композиции и информатики»

(3-й – 5-й классы);                                                                                                                                             3 уровень – высший, «Углубленный курс музыкальной композиции» (6-й – 7-й, 8-й классы).                                                                                                                                                  Таким образом, основной идеей курса является возможность выбора уровня сложности подачи материала, при том, что он в любом случае будет пройден целиком.                                                                                                                       В случае достаточно долгого (от 4-х лет и более) обучения ученика композиции, импровизации и информатике возникает эффект спирального прохождения материала, связанного с последовательным прохождением всех трех этапов, поднимаясь от «Азбуки композитора» к «Углубленному курсу» по принципу «от простого к сложному». Многоуровневый принцип исполнения календарно-тематического плана удобен также и в том отношении, что в зависимости от сроков пребывания ученика в классе, возможно прохождение им избранных этапов. В этом случае выбирается тот этап, который лучше соответствует уровню подготовки, способностям и интересам ученика.  Безусловно, что в зависимости от условий занятий, личности ученика и конкретных педагогических задач данный тематический план может быть модифицирован каждым педагогом в соответствии с собственными задачами.                                                                           Основные составляющие – триумвират – программы: композиция, импровизация и музыкальная информатика призваны действовать в синкретическом единстве.

2. Авторская программа по предмету орган, преп. Е.М. Борисова

Обучение на органе в ДМШ, музицирование и сочинение в старинных жанрах органной музыки позволяют изнутри подойти к пониманию исторического стиля, глубже понять природу органного исполнительского искусства. Такой подход определяет новизну данной программы.

Принимая во внимание специфику программы, цель ее определяется как приобщение школьников к органному искусству.

Наряду с задачами обучения собственно игре на органе:

      — освоение педальной клавиатуры;

      — приобретение навыков игры на нескольких мануалах;

      — развитие координации движения;

      — развитие навыков техники игры на органе (звукоизвлечение, артикуляция, агогика, фразировка);

      — освоение принципов регистровки на основе репертуара;

      — освоение навыков регистровки при игре в ансамбле с различными инструментами.

       Программа имеет задачи творческой практики музицирования:

      — формирование творческих навыков и умений музицирования,

      — приобретение первоначального опыта музыкально-творческой деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является наличие творческой деятельности учащихся и педагогический поиск точек соприкосновения старинной и современной практики импровизации на органе; адаптация ее к детскому, подростковому возрасту. Данная программа рассчитана на детей от 9-10 до 14-15 лет. Специфической особенностью обучения игре на органе, как предмета по выбору в ДМШ является неоднородный по возрасту и подготовке контингент желающих обучаться, поэтому занятия с каждым учеником корректируют положения данной программы.

3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкально — театрального искусства «Музыкальный театр»

Цель программы – создать условия для раскрытия творческих способностей воспитанников средствами театрального и вокального искусства, для их успешной социализации в обществе.

Задачи программы: познакомить со спецификой музыкального театра, его видами и жанрами; сформировать навыки творческой деятельности; сформировать навык правильного пения, включая артикуляцию, дыхание, звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;

обучение детей сольному и ансамблевому пению; формирование правильных вокальных навыков; изучить доступные элементы условности в музыкально-сценической деятельности: приобрести умение перевода содержания музыкального языка в мимику, жесты, пластику движения; формировать мировоззрение; обучение навыкам публичных выступлений, правильной речи, уверенному общению с аудиторией; способствовать формированию целостного представления об искусстве.

Отличительные особенности программы: деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами музыкального театра. Каждый ребёнок на всех уровнях обучения становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве солиста вокалиста, с другой стороны – в качестве участника вокального ансамбля, а также художника по костюмам, гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга.

4. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства для детей с ограниченными возможностями (ДЦП)  «Духовые инструменты» по учебному предмету «Блок флейта», преподаватель Колесникова Л.В.

Авторская программа обучения игры на блок флейте разработана для детей с ограниченными возможностями, в частности для детей, больных детским церебральным параличём (ДЦП), с учётом особенностей их физического и психологического развития.

     Значение музыки в развитии таких детей и коррекции различных, имеющихся у них нарушений подчёркивается в работах многих специалистов, разрабатывающих вопросы педагогической помощи детям с ДЦП.

Программа предполагает полную свободу в выборе репертуара, т.к. степень заболевания у детей разная. Направлена она, прежде всего, на коррекцию и развитие интеллектуальных и познавательных процессов у учащихся с ДЦП, развитие мелкой моторики, памяти, устойчивости внимания, интереса к совместной деятельности, пробуждение интереса к слушанию музыки и самостоятельного музицирования.

Целью учебного предмета является развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о флейтовом исполнительстве; расширение музыкального кругозора, формирование практических умений и навыков игры на блок флейте с учётом физического и психического развития;  развитие интереса к самостоятельной деятельности в области  музыкального искусства; коррекция и развитие интеллектуальных процессов  у учащихся с ДЦП с учётом их слабой нервной системы, плохой координации, неустойчивого внимания.

      Обучение соединяет в себе несколько направлений: формирование игровых навыков и приёмов, развивающих координацию движений пальцев и рук ребёнка; снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие практических форм музицирования на инструменте, в том числе и подбора по слуху.

5. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Музыка и движение» (для детей с ОВЗ), преподаватель Фролова А.В.

Программа «Музыка и движение» направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Способствует развитию эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия и исполнения музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе, приобщают к миру музыки, танца и театра.

Актуальность программы состоит в следующем: самым доступным и эффективным средством приобщения детей к музыке является пение, ведь голос – самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения, а движение под музыку способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию умственного и психологического напряжения и является дополнительным источником радости, здоровья, работоспособности. Овладение навыками восприятия и исполнения музыки способствует расширению кругозора, повышения умственной активности, развитию творческого мышления, фантазии, необходимых каждому ребенку для успешной самореализации во всех сферах деятельности.

Цель:

—   развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретения ими знаний, умений и навыков в области хорового пения, музыкально-ритмического движения, а также воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства.

Задачи:

Обучающие: приобретение умений и навыков в области хорового исполнительства и публичных выступлений; приобретение умения правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии с заданным ритмом; приобретение знаний в области музыкальной грамоты.

Развивающие: развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; развитие познавательной активности детей;  развитие ассоциативно-образного мышления, эстетического чувства.

Воспитательные: воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству; воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания музыки; воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированности;  прививать стремление к здоровому образу жизни.

Новизна программы в том, что данная программа предполагает комплексный подход в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста основам музыкальной грамоты, исполнительским навыкам в области хорового пения и музыкально-ритмического движения на каждом занятии.

Программа адресована детям 5-15 летнего возраста. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и может реализовываться у детей, имеющих временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий для получения образования. Для детей с различными ОВЗ, программа рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации. Используется как способ реализации формы сетевого обучения.

6. Экспериментальная программа «Инновационные походы к комплексному воспитанию юного вокалиста», преп. К. Гирина

Программа возникла в следствии наблюдения за учащимися вокального отдела. Возраст и  путь в класс академического пения у учеников школы искусств  — очень разный. В процессе первого этапа обучения стали выявляться как чисто профессиональные проблемы, так и трудности  психологического плана связанные с внутренней зажатостью, неуверенностью детей в себе, отсутствием практики сценических выступлений, глубоко спрятанной артистичностью. Был использован весь комплекс известных упражнений для преодоления перечисленных выше проблем. Однако для отдельных детей этого оказалось не достаточно. Возникла идея включения в учебный процесс предмета «хореография», с целью комплексного развития и воспитания юного вокалиста. Задачей данного предмета стала решение следующих вопросов: заторможенность восприятия, плохая координация движений, отсутствие гибкости и пластики, слабая артистическая подача во время исполнения произведения.

Процесс обучения контролировался постоянно, осуществлялась фото и видеосъемка занятий. Представлен первый опыт инноваций и намечен путь ее дальнейшего развития.

7. Инновационная программа «Проектная деятельность школы — мощный ресурс творческого развития»

Данная инновационная программа разработана коллективом ДШИ 1 им. Г.В. Свиридова и реализована в течении следующих этапов через тематические проекты:

2014-2015 «Опера в концертном исполнении на сцене ДШИ»,

2015-2016 «Музыкальная культура Дворянской усадьбы. XVIII век»

2016-2017 «В Слиянии Звука и Слова»

2017-2018 «В оперу с детства»

2018-2019  «Театр и музыка»

        Каждый из проектов был реализован в музыкально – театральных постановках в количестве от 4 до 6, силами преподавателей и учеников исполнительских отделов; силами юных художников художественного отделения декоративно – оформительская направление; силами хореографического отделения – хореографическое исполнение.          Количество зрителей каждого проекта насчитывало более 1500 человек. Количество участников , исполнителей охватывал до 200 человек за одно представление. Проекты были отмечены стипендией Администрации Г.о. Балашиха, стипендией Губернатора МО. Все проекты имеют фото и видео запись. Ряд проектов имел выездной характер и проходил в усадьбах федерального значения: Пехра – Яковлевское, Кусково, Горенки, Архангельское, Вяземы, Хрущевых – Селезневых- атриум Государственного Музея А.С. Пушкина, Музей жизни и творчества Шаляпина.

Составной обязательной частью выездного концерта являлась тематическая экскурсия. Реализация проекта осуществлялась при активной  и системной поддержке  Министерства культуры Московской области.

Печатная продукция инновационной программы в виде буклетов, альбомов, журналов используется в постоянном образовательном процессе ДШИ. Реализация проекта послужила стимулом для открытия отделения «Музыкальный театр».

Инновационная программа нашла свое продолжение в тематическом проекте 2019/20 учебного года «Отечественные традиции вокального исполнительства в усадебной культуре XVIII- первой трети XIX веков». В его реализации принимают участие вокальное, театральное, музыкальное, художественное отделения школы.

8. Инновационная программа «Цифровая культура в музыкальном образовании.

        Программа основана на показе и знакомстве подрастающего поколения, родителей, жителей города и московской области с лучшими образцами мирового оперного искусства  в цифровом изображении:

-школа приобрела и установила видеопроекционную аппаратуру высокого качества в концертном зале школы

-реализация программы прошла 2018/2019 творческом сезоне и представила 9 оперных постановок.

        Количественные показатели охват составил более 2000 человек в итоговом мероприятия приняли города, средства массовой информации города и области, руководители Администрации города, депутаты.

       Итогом проекта явились встречи с педагогическим сообществоv Городского округа Балашиха и анализ показов, пресс конференция со СМИ и интервью на телевидиии «360».

      Данный проект имеет свое продолжение в новом учебном году, в том числе используется в общий показ в концертном зале и показы на отделениях и классах внутри школы.

9. Инновационная программа «Музыка как судьба»

    Данный проект начал свою реализацию в 1998 г., когда решением Администрации Балашихинского района Детской школе искусств №1 было присвоено имя великого русского композитора с согласия Эльзы Густавовны Свиридовой.

     Ежегодно в течении декабря и января проводятся фестивали «И в сердце светит Русь», на которых звучит музыка русского классика, а также научно – практические конференции, семинары, концертные выступления известных исполнителей музыки Г. Свиридова.

     В 2001 году открыт первый в России памятник Г.В. Свиридову (автор – скульптор член Союза художников России Н.С. Любимов). В 2002 году ДШИ1 вошла в состав Ассоциации школ России, которым присвоено имя Г.В. Свиридова. Сформирован актив преподавателей ДШИ№1, который ведет исследовательскую работу и работу по выявлению и собиранию материалов о творчестве композитора для пополнения экспозиции музея.

     Второй этап программы охватывает период подготовки и проведения юбилея композитора — 100- летия со дня рождения.

   Ежегодно с  2004 года в школе проводится —  Российская научно – практическая конференция «Музыка как судьба», посвященная  проблеме освоения творческого наследия Г. Свиридова, на которую приглашаются музыканты, композиторы, музыковеды, работавшие и лично знавшие                                     Г. Свиридова. Среди них: А. Ведерников, М. Аркадьев, Р. Леденев,                А. Вульфов, В. Калистратов,  А. Белоненко и другие.

   Третий этап программы – это период становления Музея жизни и творчества Г.В. Свиридова, оформление новых тематических экспозиций. Музей может стал творческим и методическим центром для школ искусств, привлекает слушателей к изучению и освоению творческого наследия русского классика.                                                  

В программу входят следующие разделы:                                                                  научно- исследовательский: проведение семинаров, круглых столов, конференций;                                                                                                              концертно – исполнительский: создание абонемента для учащихся школ искусств и общеобразовательных школ города; создание концертных программ: детских, взрослых с участием педагогической филармонии в том числе областной; выступления ведущих мастеров сцены и ярких профессиональных коллективов – исполнителей произведений Свиридова.

методический: проведение мастер классов, открытых уроков по тематике творчества; создание передач интерактивного телевидения, проведение уроков с использованием материала; создание библиотечного фонда из полного собрания сочинений Г.В. Свиридова;

учебно – воспитательный: проведение показательных уроков по музыкальной литературе, специальности, выставок работ учащихся художественного отделения, уроков памяти, раскрывающих воспитательное воздействие творческого наследия композитора на поколение юных музыкантов;

— организационно – нормотворческий: проведений заседаний Ассоциации музыкальных школ им. Г.В. Свиридова, подготовка документов; взаимодействие с Национальным Свиридовским фондом освоения новейших технологий для изучения творчества композитора.

10. Музей Георгия Свиридова как фактор развития школы искусств

Программа для реализации в Музее жизни и творчества Г.В. Свиридова

Цели программы:

— приобщение преподавателей, учащихся, жителей города к истории музыкальной культуры ХХ века, привлечение внимания к музыке выдающегося композитора Георгия Васильевича Свиридова

— стимуляция интереса к музейной деятельности, приобщение к культуре посещения музея, развитие навыка правильной работы с музейной экспозицией

— расширение исполнительского репертуара учащихся и предоставление им инструментов для его практического применения

— развитие общей культуры, кругозора учащихся и жителей города

Задачи программы:

— организация доступа в музей жизни и творчества Свиридова всех педагогов и учащихся школы искусств, организация доступа для жителей города

— организация экскурсионного обслуживания и подготовка разных видов экскурсий для разных целевых аудиторий

— поиск и разработка новых форм музейно-просветительской работы: экскурсии-концерты, лекции-концерты, музыкально-литературные гостиные, просмотры видеофильмов

— вовлечение учащихся в работу музея в форме экскурсионной, выставочной, проектно-исследовательской деятельности

— организация необходимой творческой среды: предоставление возможности публикации текстов на стендах школы, проведение конкурсов и фестивалей

Участники программы:

Учащиеся, преподаватели ДШИ №1 им. Свиридова и других школ искусств, жители г. Балашиха

Структура программы:

Наличие музея в детской музыкальной школе или школе искусств открывает перед преподавателями и учащимися самый широкий спектр творческих и образовательных возможностей.

1.Музей в школе позволяет воспитывать осознание ценности музея, как такового, как способа нестандартного получения знаний, способа, отличного от тех, что применяются в учебном процессе. В музее есть возможность изучать историю через соприкосновение с конкретными предметами – за каждой фотографией, книгой, за каждым письмом или документом стоят определенные условия и обстоятельства их возникновения, а поскольку речь идет о музее жизни и творчества живого человека, в нашем случае, композитора Георгия Свиридова, все в музее связано с реальными событиями его жизни, а это делает историю живой, настоящей, по-настоящему интересной для всех. Где родился композитор? В каких условиях проходило его детство, отличалось ли оно от детства многих из нас? Кто такой композитор, и как вообще композиторами становятся? Как отражались обстоятельства его жизни в его музыке, как это можно услышать? Возможности для размышлений, рассуждений, развития познавательного интереса, умения самостоятельно мыслить здесь поистине неисчерпаемы. Кроме того, внимание к деталям, умение видеть за небольшим – обширное воспитывает в школьниках понимание ценности и бережного отношения к прошлому и тем предметам, которые в себе его заключают. Нестандартные формы подачи экскурсионного материала – использование тестовых вопросов, вовлечение детей в элементарное музицирование на основе музыки Г. Свиридова (исполнение самых известных произведений в шумовом оркестре) делают поход в музей не только необычным, но и запоминающимся событием.

2.Основная тема музея – жизнь и творчество Георгия Свиридова должна быть рассмотрена как повод для исследовательской и проектной деятельности. В этом русле музей Свиридова работает очень давно. Уже 20 лет здесь совместно с городскими властями проводится научно-практическая конференция «Путь к традиции» в рамках которой создаются научно-исследовательские работы, посвященные Свиридову. Таким образом личность и музыка композитора, изначально не ориентированная на детскую и юношескую аудиторию, была открыта с совершенно разных сторон, найдены темы, доступные для раскрытия детьми. Кроме того, многие преподаватели, а их участие в конференции тоже предполагалось, также открыли для себя эту малоизученную, и до сих пор малоисполняемую музыку ХХ века. Дальнейший путь развития этого направления предполагает расширение конкурсных номинаций конференции: включение в них современных медиажанров – видеороликов, презентаций, коротких фильмов; включение также жанров публицистических, отличающихся. Здесь возможен и реферат, и сочинение или эссе после прослушанного произведения композитора, и интервью с исполнителем его музыки. Кроме того, предполагается расширение спектра вовлеченных участников: в них могут и должны войти те, для кого осознание музыки Свиридова является наиболее естественным: студенты музыкальных колледжей и вузов   

3.Музыка Свиридова как способ расширения и обогащения учебного репертуара. Учащиеся школы привлекаются к различным просветительским мероприятиям, фестивалям (в частности, к участию в школьном фестивале «И в сердце светит Русь»), в которых осваивают доступные для исполнения произведения композитора

4.Музей является основой для проектной и экскурсионной и выставочной деятельности как учащихся самой школы, так и студентов музыкальных колледжей и вузов. На его базе возможна подготовка различных тематических экскурсий и выставок для демонстрации в фойе и оркестровом классе школы: «Жизнь Г.В. Свиридова. Три эпохи», «Творчество Г.В. Свиридова: музыка для фортепиано, голоса, хора, для оркестра», «Исполнители музыки Георгия Свиридова», «Георгий Свиридов в аудиозаписях», «Детский альбом Г. Свиридова: рукопись и окончательный печатный вариант», «Г. Свиридов на фотографиях», «Свиридов в объективе кинокамеры. По следам видеоматериалов о композиторе» и т.п.

5. Музей становится просветительским центром школы и города. Аккумулируя исполнительские возможности детей и преподавателей, используя различные формы подачи – лекции-концерты, экскурсии-концерты, встречи с интересными людьми, лекции с просмотром фильмов, с прослушиванием аудиозаписей, нестандартные программы в «дни музеев» и «ночи искусств», музей вовлекает в свою работу и работу школы максимальное количество заинтересованных в истории искусства людей.

                            
      11. Программа «Возрождения и сохранения российского хорового искусства». В течении 25 лет с 1996 года Городской округ Балашиха проводит грандиозные, масштабные хоровые акции «Международный фестиваль – конкурс «Славянские встречи». В течении длительного периода проведения исполнительский конкурс обогатился литературным фестивалем «Славянский мир, сомкнись тесней!» и художественной выставкой «Славянское древо». На «Славянском форуме» были представлены посланцы 11 славянских государств, более 150 городов, участниками стали более 20000 тысяч человек. В год 25 — летнего проведения международного конкурса на балашихинской земле был открыт «Сквер творчества и дружбы» вокруг ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова. В настоящее время разработана экскурсионная программа по «Скверу творчества и дружбы».